Пятница, 26.04.2024
Эссойльское сельское поселение



ПОСЕЛЕНИЕ
Основные рубрики
Аспект [9]
Хроники [5]
История Сямозерья [2]
Детские странички [8]
Родная улица моя [1]
Новые Пески [1]
Сяпся [0]
Помятование [1]
Фестиваль поэзии
Главная » Статьи » Аспект

Можно ли забыть язык матери?
Цифрам все равно
В этом году стали известны основные итоги Всероссийской переписи 2010 года. Население Карелии с 2002 года сократилось на 72 тысячи: с 716 тысяч до 644. В масштабах Карелии - это целых три района, таких как Медвежьегорский, Суоярвский и Прионежский. Основной причиной статистики считают естественную убыль населения. Ведь за прошедшие восемь лет в Карелии родилось чуть более 59 тысяч человек, а умерло – почти 96 тысяч.
Кроме того, цифры показывают: значительно меньше стало сельских жителей. Так 78 процентов всех проживающих на территории республики – горожане, и всего 22 – жители сел. Причем из 766 населенных пунктов - 110 - деревни призраки. В них нет людей. То есть официально там никто не прописан.
Но самые значительные потери произошли среди коренного населения Карелии. На 20 тысяч за восемь лет сократилась численность карел: с почти 65,5 тысяч, до 45,5 тысяч. На 6 тысяч стало меньше финнов: с чуть более 14 тысяч до 8,5. Почти на полторы тысячи стало меньше вепсов: с 5 до 3,5 тысяч.
Именно сокращение карельского, вепсского и финского населения  вызывает особую тревогу ученых.

Статус за уникальность
Карельская Трудовая Коммуна, прообраз нашей республики, была создана в 1920 году, - говорит Зинаида Строгальщикова, старший научный сотрудник сектора этнологии института языка и литературы КарНЦ РАН, - в 1923 году она стала автономной республикой. В те годы  статус национального региона (автономного округа, области, республики) присваивался в том случае, если коренной народ, по имени которого он назывался,  составлял больше 50 процентов его населения. В Карельской Трудовой Коммуне из 143 тысячного населения - 85,5 тыс.  (60%) составляли карелы, а в 1923 году - они уже не являлись большинством. Снижение доли карелов произошло из-за расширения территории Карелии за счет прилегающих  к Петрозаводску районов с русским населением, а спустя год - и  с вепсским. При переписи в 1926 году карелы, вепсы и финны - все  они считались коренным населением, составляли около 40 процентов. Сейчас в Карелии карел всего 7 процентов.  Такой низкой доли «титульного народа» нет ни в одной республике страны.  Даже на заре перестройки – в 1989 году карел было 79 тыс. -10%. При этом в других республиках, даже там, где население снижается, доля титульных народов растет. С чем, это связывают?  С тем, что местные власти понимают необходимость особой поддержки культурного своеобразия своих регионов, а потому поддерживают идеи национальной общественности, с которыми они выступают  за возрождение своих народов. Это позволяет создавать более многообразную в культурном отношении среду – развивать национальные театры и музеи, иметь высшие учебные заведения, научные центры. В Карелии же в последние годы происходит обратный процесс. Особенно  обидно, что мы теряем многое из уже созданного.
Начали за здравие, закончили за упокой
 - В начале 1990-х  была восстановлена карельская и вепсская письменности, в школах было введено изучение карельского и вепсского языков. В Петрозаводске открылась специализированная финно-угорская школа, в ПетрГУ - кафедра прибалтийско-финской филологии и культуры. Началась подготовка воспитателей и учителей начальной школы со знанием карельского и вепсского языков в Карельском пединституте. Ученые Института языка, литературы и истории подготовили учебники для школ и вузов, - перечисляет Зинаида Ивановна, -  Что же происходит сейчас? Национальная общественность в  2001 году обратилась в министерство образования республики с просьбой начать подготовку учебников нового поколения по карельскому, вепсскому и финскому языкам (этого требуют образовательные стандарты). За десять лет  подготовлены учебники: для первого класса по карельскому языку (ливвиковское наречие), учебник для второго класса по вепсскому языку, и для третьего класса по собственно-карельскому наречию и финскому языкам. В три раза сократилось число школ, в которых преподают карельский и финский языки. К 1995 году удалось организовать преподавание карельского языка в 60 школах, сейчас их осталось 22:  финский - в 103 школах,  – сейчас он сохранился только в 29; прекратилось изучение вепсского языка в Шокшинском вепсском сельском поселении.  В ПетрГУ уже год нет набора студентов на специальности карельский и  вепсский языки, несколько лет  в Карельской педагогической академии нет желающих стать учителями и воспитателями родных языков. Все понимают – в такой ситуации они не нужны. Чтобы учитель карельского или вепсского языков поехал работать в район ему нужно предоставить жилье, обеспечить работой, а в последние годы число часов, выделяемых на родные языки, постоянно снижалось. Дошло до 1-2 часов в неделю.
С иронией по этому поводу на заседании Совета карелов, вепсов и финнов в присутствии главы республики и министра образования высказалась одна из учительниц карельского языка: это в баню можно ходить один раз в неделю,  а не родной язык учить…
Коллеги по институту с Зинаидой Ивановной согласны.
- В середине 1920-х годов в Карелии было 26 районов, 14 – с карельским населением, 11 - с русским и 1 -  с  вепсским. На сегодняшний день у нас осталось три национальных района: Калевальский, Олонецкий и Пряжинский,  и то таковыми их можно назвать лишь условно. В современном обществе сформировалось устойчиво негативное отношение к изучению национальных языков, - считает Евгений Иванович Клементьев, старший научный сотрудник сектора этнологии. – В первую очередь это связано с умиранием деревни, ведь именно там было сконцентрировано коренное население. Быть городским жителем стало гораздо престижнее. А когда молодежь уезжает в город, она рвет все связи с селом, забывает свои корни. В финском языке и близком ему карельском есть понятие «язык матери», так часто называют родной язык. К сожалению, людей, помнящих язык своих матерей, становится все меньше.
Ученые в один голос предупреждают:
- Если не поддерживать интерес к своей уникальности, не давать возможностей коренным народам для своей реализации, то они могут исчезнуть. Можем ли мы после этого называться республикой Карелией?
Работа есть, результатов нет?
В то время как ученые делятся опасениями, чиновники отчитываются о своей работе. Министерство образования составило план по подготовке учебников, в котором обещает в ближайшие годы завершить издание учебников по карельскому, вепсскому и финскому языкам для начальной школы. Деньги на эти цели предусмотрены  в долгосрочной целевой программе развития образования Республики Карелия. На вопрос – когда пособия появятся для средней школы, ответ вроде бы так же оптимистичен. Работа в этом направлении ведется. Авторы есть, договоры заключаются. Нужно только время на издание. Вот, правда, пока учебники издаются учителя вынуждены проводить занятия по собственным разработкам. То есть приносить на каждый урок распечатанные материалы. Что же касается сокращения школ, в которых изучают родные языки, то причина по словам чиновников совсем в другом и не все так плохо.
 - Количество школ, в которых изучали родные языки, действительно стало меньше. Однако это связано с тем, что сократилось общее количество школьников, - говорит главный специалист отдела модернизации образования Наталья Васильева.- Так в 1995 году на территории республики действовало 329 школ, в которых обучались свыше 120 тысяч детей, 2 процента из которых изучали родные языки. Сейчас осталось 211 школ с почти 60 тысячами учеников и доля изучающих родные языки даже немного увеличилась.
А вот с проблемой кадров в министерстве образования согласны. Последние пару лет нет постоянного учителя вепсского языка не только в Шокше, но и в Мелиоративном. Приедут, поработают несколько месяцев — и уедут. Сложно заманить в глубинку молодого специалиста, нужно создавать условия, но не все руководители школ это понимают.
Дела финансовые
К сожалению, не находят понимания проблемы коренных народов и у органов федеральной власти. Основным источником для поддержки вепсов является специальная федеральная программа для поддержки малочисленных народов, поскольку вепсы с 2006 года имеют статус коренного малочисленного народа Севера. На карелов она  не распространяется, их численность в целом по России составляет  61 тысячу, а такой статус имеют народы с численностью менее 50 тысяч. Остается только рассчитывать на средства республики. Так, в прошлом году на Совете коренных народов приняли решение попросить у республики 8 миллионов для издательства «Периодика», выпускающего газеты и книги на национальных языках, а в итоге получили всего 2,5. В то время как на информационное сопровождение органов власти в бюджете была предусмотрена сумма в разы больше. Бюджет Центра национальных культур, учреждения созданного в 1992 году для поддержки и развития творчества коренных народов на 2012 год составил всего 11 миллионов рублей, из которых 8 миллионов это заработная плата сотрудников.  А ведь есть еще коммунальные расходы, электроэнергия. Что же останется на реализацию программ, призванных сохранить культуру коренного населения? При центре действует 20 национальных коллективов, а ютятся они все в небольшом здании на площади Ленина. Время занятий расписано по минутам.
На VI съезде карел, проходившем четыре года назад, общественность просила республиканские власти объявить 2011 год - Годом карельского языка. С различными мероприятиями, чтобы привлечь к языку внимание и интерес молодежи. Наступил 2012 год. Общество вепсской культуры совместно с фондом «Юминкеко» (Финляндия) в этом году проводит Год вепсской культуры, а в следующем году в Финляндии готовятся к проведению Года карельской культуры. У нас же воз и ныне там и пока все держится на энтузиастах, фанатах своего дела, обеспокоенных будущим республики. На долго ли их хватит?
Голос крови
В современном мире идут необратимые процессы глобализации. Они предъявляют единые требования к ведению экономической, образовательной и просветительской деятельности в разных государствах. С одной стороны это хорошо. Ведь зная правила игры, можно легко стать в ней победителем. Поэтому и нужно изучать в школе английский язык, чтобы добиться признания, быть мобильным, чтобы уметь занимать нужное место в нужное время. Однако зачастую в погоне за личным успехом теряется что-то важное: забываются свои корни. О том «кто ты есть» можно забыть на десятилетия, пока в какой-то момент голос крови не заговорит внутри. Во многом благодаря этому голосу крови Россия сохраняет свою многонациональность, ставшую нашим достоянием. Именно поэтому основной закон нашей страны - Конституция открывается преамбулой: "Мы многонациональный народ, объединенный общей судьбой на своей земле, чтим память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству". Как долго эти слова будут нашей реальностью, сейчас зависит во многом не от властей и даже  не от финансирования, а от нас с вами.
Категория: Аспект | Добавил: ADMIN (28.04.2012)
Просмотров: 993 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники
Copyright MyCorp © 2024 Администрация Эссойльского сельского поселения
Бесплатный хостинг uCoz