Карелы - один из Прибалтийско-финских народов северозападной Европы, оказавшийся в ходе истории территориально расчленным: одна наибольшая часть, проживает в Карелии, другая в Тверской области, третья - в Восточной Финляндии. Кроме того, небольшие ареалы компактного тпроживания карел сохранились в Ленинградской, Новгородской и Мурманских областях. Всего в России проживает около 130 тысяч карел. Явлением аналогичным «Калевале», назвал деревянное зодчество Карелии Алвар Аалто. И назвал так не архитектурные шедевры, подобные Кижскому погосту или Успенской церкви в Кондопоге, а рядовые крестьянские дома. На наш взгляд, это не преувеличение. Именно рядовым постройкам посвящена настоящая книга, и читатель сам сможет составит представление об их культурной и художественной ценности. Среди многообразия поселения Карелии деревни южных карел занимают особое место. Они отличаются яркостью воплощения традиционного мировоззрения в структуре архитектурной среды, типологическим разнообразием, выразительностью и красочностью форм, относительно хорошей сохранностью планировочных структур и культурных ландшафтов. Главным образом это относится карел-ливвиков, проживающих на юго-западе части края.
«Ель растет с главой цветущей, И с ветвями золотыми На краю поляны Ойсмес На вершине светит месяц И медведица на ветках На девяти петлях стоят ворота райские… А как за этими воротами, говорят, Золотые колодцы с медовою водицей. И, говорят, золотые кружечки на них поставлены с медовою водицею. И, говорят, золотые кружечки на них поставлены…. И еще там, говорят, есть от края до края света престолики, аж с шестью кушаньицами и с сорока четырьмя закусочками. «Хрустальные мосточки сделаны на пути…. Алые бархаты разостланы на хрустальных мосточках и золотых птиц кукушек наняли, Чтобы сидели по обе стороны на золотых решетках…. Ни самоцветных камней не роняли, ни лазоревых цветочков не рассыпали» В карельских жемчужных причитаниях - обобщенное представление карельских крестьян об образе освоения мира, пронизанного блаженной магией и соотнесенного с идеалами красоты как высшей человеческой ценности. Центром этого мира для крестьян было родная деревня и отчий дом, выраставшие из реалий бытия. Но иная реальность, связанная с мечтой об идеале, наделяла срубы почти художественным совершенством, а детали - праздничной неповторимостью. Теплота их рукотворной пластики стала ведущим признаком ансамблей карельских деревень, неизменно сохранявших свою целостность в круговороте "стилистических" изменений. Эту целостность донесли до нас традиционные поселения карел и причитания, обращенные к вечности. « Сделайте в вечном домике Окошечко хоть с петушиный глазок Пусть смотрит из своего жилища. И поставьте для моей дорогой милости В уголочке вечного домика печечку Хоть с ласточкино гнездо».
Мы листает не книгу, а саму вечность в ансамблях заселения домов, ворот, ажурных крылечек, расписных балконов и самого образа жизни с далекой древности до наших времен. Откройте книгу и Вы окажетесь обласканы этой нерукотворной красотой, получите знания, пронесенные через века.
Традиционный карельский дом: монография /В.П. Орфинский, И.Е, Гришина.- Петрозаводск: Изд-во Петр. ГУ, 2009.- 480с.:ил. Монография посвящена традиционному жилищу карел и важнейшим аспектам исторического развития сельской среды обитания на территории современного этнического ареала карельского народа - заселению, формированию системы расселения и особенностям объемно - планировочных структур деревень.
Содержание: 1. Перекресток на пути к будущему-с.9-25. Здесь мы узнаем, что эта книга о народной архитектуре и задумана авторами, как два рассказа - иллюстративный и словесный, которые отражают две грани одного и того же явления.
Гл1. Карельская ойкумена.-с. 29-180. Фрагмент из книги: Деревня Сяргилахта-одно из старейших поселений юго-западной Карелии, в «средневековье» входившее в состав вотчинных владений Новгородского митрополита. Первое упоминание о деревне относится к 1563 году. Сярхилахта расположена на юго-западном берегу Сямозера в исключительно благоприятных ландшафтных условиях: перепад рельефа северо-восточного берега залива и заселенные окрестные холмы создают надежную защиту от холодных северных и преобладающих юго-западных ветров, одновременно обеспечивая продуваемость территории умеренными юго-восточными ветрами, а характер береговой линии водоема позволил сочетать оптимальную инсоляцию застройки с ее ориентацией на озеро. Кроме того, холм на северо-западном берегу стал идеальным местом для кладбища, в полной мере отвечающим всем требованиям религиозной мифологии. Уникален окружающий поселение природный ландшафт в в эстетическом отношении благодаря сильно пересеченному рельефу, живописной береговой линии Сямозера и множеству соседствующих с ним озер и ламб. Наконец, защищенные от нагонных волн заливы и бухты благоприятствовали развитию рыболовства. Единственное, что обделила природа Сяргилахту, так это сельскохозяйственными угодьями: вблизи поселения к северу и западу от него расположены незначительные по площади сенокосы и пашня. Но, видимо, по мнению первых поселенцев, даже такой существенный недостаток с лихвой перекрывался перечисленными достоинствами участка.(см. стр. 158-159)(Карельская ойкумена)
Гл. 2 Мир крестьянского дома.-с. 193-337. представлены хозяйские постройки - Деревни Ламбисельга, Маньга, Корза, Рубчойла, Сяргилахта, Чуйнаволок и многие др. Гл. 3. Пластика дерева-с. 353-450.
Эпилог . Логика красоты –с. 459- 471. Список упоминаемых населенных пунктов Карелии-с. 472.
Читайте лучшие книги о родном крае! .
|