Понедельник, 23.12.2024
Эссойльское сельское поселение



ПОСЕЛЕНИЕ
Основные рубрики
Аспект [9]
Хроники [5]
История Сямозерья [2]
Детские странички [8]
Родная улица моя [1]
Новые Пески [1]
Сяпся [0]
Помятование [1]
Фестиваль поэзии
Главная » Статьи » Аспект

Пушкинские чтения. Новое прочтение Анджело.
Мысль! Великое слово! Что и составляет величие человека, как не мысль? - восклицал А.С. Пушкин.
См. в книге - Геннадий Красухин.
Пушкин. Болдино.1833.Новое прочтение: Медный всадник. Пиковая Дама.
Анджело. Осень. 2-е изд. –М., Издательство «Флинта», 1998.-12с.

Автор предлагает современное прочтение классических текстов, выделяет жизненно-важные для нынешнего поколения проблемы. Пособие является литературоведческим исследованием.
Три крупных произведения: «Медный всадник», «Пиковая дама», «Анджело» объединены в одну нить - о нешуточных угрозах человеку перестать им быть, потерять в себе человеческое.
Нравственный Евгений устоял, безнравственный Герман рухнул… Анджело….Лишь только Анджело вступил в управление.

Пружины ржавые опять пришли в движенье,
Законы поднялись, хватая когти в зло.

В одном из городов Италии счастливой
Когда-то властвовал предобрый, старый Дук
Народа своего отец чадолюбивый,
"Друг мира, истины, художеств и наук,- "

Не зря так скрежещет, так зудит здесь пушкинский стих, как бы показывающий этим, что наместник Анджело оправдал надежды властителя Дука - сумел быстро отладить пришедшую при Дуке в полный упадок судебную машину.
С другой стороны, назначая Анджело своим наместником, Дук прежде всего надеется, что тому удастся выправить нравы, которые к огорчению Дука и в следствии его правления, сильно пали, покамест «в суде его дремал карающий Закон»
Дук - «народа своего отец чадолюбивый» и в свою очередь любим народом. Но именно потому, что Дук - «предобрый», «народ любил его и вовсе не боялся».

Называя «Дука» старым автор подчеркнул длительное пребывание у власти..
И, если учесть, что это неограниченная верховная власть, то становится понятным временная передачи власти тому, кого он
И в ужас ополчил, и милостью облек,
Неограниченны права ему вручая.
Что ужас воцарился в городе, «лишь только Анджело вступил во управленье» мы читаем в строках
- На полных площадях, безмолвных от боязни,
По пятницам пошли, разыгрывались казни….
В том смысле властитель Дук, передавший на время правление с тем,

Чтоб новый властелин расправой новой мог
Порядок вдруг завесть и был бы крут и строг, -
Разительно ошибался в выборе нового властелина для возлюбленных своих подданных.

Знал об Анджело весьма немного -
Был некто Анджело, муж опытный, не новый
В искусстве властвовать, обычаем суровый,
Бледнеющий в трудах, ученье и после,
За нравы строгие прославленный везде,
Стеснявший весь себя оградою законной,
С нахмуренным лицом и волей непреклонной.
В этих авторских строках не сам человек. А его репутация, речь не о самом Анджеле.
И в такой подмене обнаружится глубокий смысл, когда в дальнейшем откроется, что только за то, что ее оговорила молва, Анжело прогнал жену, наотрез отказавшись разбираться, был ли повод для оговора.

Нет нужды. Не должно коснуться подозрение к супруге кесаря.

«Не должно»! – Анджело не просто дорожит своей репутацией. Поддерживать ее на должном уровне стало целью и смыслом его существования. Его сверхзадачей.

Но ведь в самом «Анджело» автор недвусмысленно объявил, что исчезновение Дука было мнимым, что властитель не покидал города:

Скрывался он в толпе, все видел, наблюдал
И соглядатылем незримым посещал
Палаты, площади, монастыри, больницу,
Развратные дома, театры и темницы.

Во время разговора
Он стоял позадь забора.

Дук - «Друг мира, истины, художеств и наук», он знает конечно, каков «Анджело» в искусстве властвовать», но знает и какова духовная природа самой власти, как трудно устоять на ее вершине, обладая «неограниченными правами». Речь, таким образом, с самого начала пушкинского произведения идет о тончайших психологических нюансах поведения Дука, Анджело и зависящих от них сограждан.
Основной конфликт «Анджело» разворачивается вокруг тех психологических мотивировок, которые будут искать и находить его герои для оправдания своих действий.

В одном из городов Италии счастливой
Когда-то властвовал предобрый, старый Дук
Народа своего отец чадолюбивый,
«Друг мира, истины, художеств и наук,- поэт.
Если бы Дуку не застилала зрения его избыточная доброта, он понял бы, что нельзя даже на время наделять неограниченной властью тех, кто уже однажды осудил невинного.
То есть, виновна Марьяна или нет, Анджело нет нужды.
Тем более нельзя допускать его до верховного правления.
Ибо что же это за высший судия, которому нет нужды до фактической стороны дела!

Но, Дук, конечно, посмотрел на этот факт сквозь призму Анджеловой репутации: «За нравы строгие прославленный везде». (правда, как мы увидим , поступок Анжело занозил доброе сердце Лука, и тот при первой же возможности попытается вытащить занозу.)
Сверхчеловеческая строгость к Марьяне оправдана в глазах правителя Дука и его подданных фанатической приверженности Анджело строгим нравам.
Возобладала логика на изначальном стремлении человека к своему совершенству, на вере в совершенство другого, особенно того, кто везде прославлен за строгие нравы и тем самым, словно избран другими в образец для всех. Непонятные с точки зрения здравого смысла, нравственные поступки признанного кумира отношения к нему не поколеблют.
Вот и расставание с Марьяной народ словно простил Анджело. Пушкин ставит под сомнение право совершенства сознавать себя совершенством. Речь идет не об ограничении для человека возможности совершенствоваться, но о том, чтобы, бесконечно совершенствуясь, человек не выходил за рамки человеческого, понимал, что может человек и чего он решительно не может, на что имеет и на что решительно не имеет права.

Что это Анджело не понимает, обнаруживается сразу, едва тот приступает к исполнению своих наместнических обязанностей - начнет, по его собственному выражению,
«законы толковать, мягчить их смысл ужасный».

Между Законами, забытыми в ту пору,
Жестокий был один: Закон сей изрекал
Прелюбодею смерть.

Понятно почему автор назвал такой закон «жестоким», сразу поставив под сомнение его правомерность: будучи человеческой слабостью, человеческим пороком, прелюбодеяние может быть осуждено молвой, общественным мнением, но уж никак законом, который как писал в 1836 году Пушкин, «постигает одни преступления, оставляя слабости и пороки на совести каждого».

Правда Пушкин писал об этом, исходя из юриспруденции своего времени. А действие его повести происходит в те времена, когда законодательство было еще туго переплетено с религией, сурово осуждающей человеческие пороки и слабости. Но, судя по всему, городу Дука не приходилось сталкиваться с подобной ужасающей жестокостью. Во всяком случае, по свидетельству автора,
Такого приговору
В том городе никто не помнил, не слыхал.
Происходит разговор Анджело с Изабеллой, взявшейся хлопотать за своего брата Клавдио, сумевшего склонить свою возлюбленную, которую он готов назвать женой, « к таинствам любви безбрачной» и поэтому долженствующего стать первой жертвой открытого Анджело закона.
Простить? – переспрашивает Изабеллу Анджело, - что в мире хуже столь гнусного греха, убийство легче.
«Да», согласна с ним Изабелла, которая готовится к пострижению в монахини.
«но» оговорка Изабеллы весьма существенна - «Так судят в небесах» те, кто вовсе не ждут немедленной земной кары. Они обрекают грешника на вечные муки после его смерти, оставляя, как известно, для него возможность чистосердечного покаяния при жизни, которое в состоянии очистить и возродить его душу.
И Анджело нелепо-чудовищен, навязывая согражданам изжитые, дремучие нравы.
Анджело попирал цивилизацию тем самым. Цивилизация - это не уровень научных знаний и и технических новшеств, отличающий данный исторический период. Ведь часто случалось такое, что наши предки уже знали то, чем их потомки гордятся, как собственным открытием.
Цивилизация - это уровень знаний о себе человечества на данном отрезке истории, это нравственные границы, в каких проявляет себя человечество на данном историческом этапе.
Ведь Анджело просто гордился своей мудростью важною, пока не встретился с Изабеллой и сильно испугался, что она читает его мысли и видит душу и пригрозил ей «Оставь меня, прошу», когда душевная кульминация достигла предела.

Влюбленный человек доселе мне казался
Смешным, и я его безумству удивлялся,
А ныне!

Ныне смешон Анджело и это его пугает, что он побежден чистой девой, вот что терзает его душу.

Любовь способна, не оскорбляя и не унижая человека, побудить его стать чище и лучше, проявить свою идеальную сущность, которую всегда видит и которой постоянно тянется чистая, как эфир, душа Изабеллы.

Подумай,- говорила, -
Подумай, если Тот, чья праведная сила
Прощает и целит, судил бы грешных нас
Без милосердия: скажи: что было б с нами?
Подумай- и любви услышишь в сердце глас,
И милость нежная твоими духнет устами,
И новый человек ты будешь.

Она борется с Анджело не только за брата Клавдио. Понимает, что Марьяна тоже жертва того же следствия, борется за Анджело, которого готова одарить молитвами любви, смирения. Мира.

Но , Боже, каким суровым испытаниям подвергнет Анджело эту веру.

И Клавдио, ошибся , оценивая Анджело, как умного человека. Такого решения просто не должно было быть о казни его - «Иль в этом нет греха, иль из семи грехов - он один самых безобидных»!

Совсем не совладав с совестью после приказа о казни, Анджело отправился к Дуку. И увидел у Дукова трона свою жену и живого невредимого Клавдио», затрепетал..
«Что, Анджело, скажи,
Чего достоин ты?»

Дук произнес приговор:
«Да гибнет судия - торгаш и обольститель». И это был уже новый Дук, он обрел выражение силы и воли, мудрое умение управлять своими чувствами, слушать мнение других. Казни не нужно, восторжествовала справедливость….
Словарик перевода имен:
Анджело - ангел
Изабелла - « С нами Бог»
Марьяна - любовь+ милость.
Клавдио - «хромой, прихрамывающий»

Есть английская поговорка: «Ничего слишком!»
В каком смысле, по мнению Пушкина, ей не соответствовало правление властителя Лука?
Категория: Аспект | Добавил: библиотека (12.06.2011)
Просмотров: 1195 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники
Copyright MyCorp © 2024 Администрация Эссойльского сельского поселения
Бесплатный хостинг uCoz